Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм

Против декартовой концепции врожденных ясных идей выступил англичанин Джон Локк(1632 - 1704). С чего начинается процесс познания, по Локку? Первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта (данный предмет такого-то цвета, такой-то длины). В результате сложения первоначальных идей методом индукции (от частного к общему) мы приходим к более сложным идеям. Локк- сенсуалист, он считает, что всякое знание можно получить только непосредственно из чувственного, жизненного опыта. Человек с рождения, по Локку, - tabula rasa («чистая доска»).

Локку принадлежит учение о первичных и вторичных качествах. Первичные качества предметов существуют сами по себе (объем, плотность, форма, расположение), вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук) – результат воздействия предметов на органы чувств.

С этим был не согласен еще один представитель английского сенсуализма (эмпиризма) Дэвид Юм (1711 – 1776). Нельзя, например, плотность называть первичнымкачеством, это качество мы воспринимаем органами чувств, которые существуют в уме, а не в самом предмете. (Если бы человек был как атом, то мир не казался бы таким плотным: расстояние от ядра до электрона составило бы 5 км). Всекачества предметов являются вторичными. Мы не способны внешний мир познать таким, каков он есть сам по себе. Юм – представитель агностицизма (учения о том, что мир до конца не познаваем).

На спор рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и сенсуалистов - эмпиристов (Ф.Бэкон, Локк, Юм)современная философия смотрит иначе. Идеи, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, они являются научным изобретением.Идеи, вопреки мнению Локка, невозможно вывести только из опытов, эксперимента. Идея - это итог поиска, удачи в упорядочении экспериментального и теоретического материала, часто методом проб и ошибок.

Рационализм в познании опирался на разум, а эмпиризм – на опыт

1.6.3. И.Кант – основоположник немецкой классической философии

В центре внимания Иммануила Канта (1724 – 1804) – гносеология(теория познания)ипервейший вопрос: что я могу знать? В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивал идею агностицизма.

Большинство философов до Канта видело в качестве причин агностицизма сложность и загадочность окружающего мира. Кант говорит: не в мире дело, а в ограниченных возможностях разума. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии):

· ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, с другой стороны,мир не имеет начала во времени и безграничен);



· простое и сложное(существуют только простые элементы, с другой стороны,в мире нет ничего простого);

· свобода и причинность (существует не только причинность, но и свобода,с другой сторонысвободы не существует, все совершается силу строгой причинности по законам природы);

· наличие бога(бог есть,с другой стороны,бога нет).

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, получается: разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство агностицизма.

Процесс познания направлен на получение знаний. Кант классифицирует знание как:

· апостериорное знание — знание, которое получает человек в результате жизненного опыта. Данное знание может быть толькопредположительным, но недостоверным.

· априорное знание —доопытное (существует в разуме изначально и не требует доказательства, например: «Человеческая жизнь протекает во времени» - это очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее: нельзя представить жизнь живого человека, протекающую вне времени). Априорное знаниеабсолютнодостоверно и надежно.

· «Вещь в себе» - это сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом до конца.

Самосознание (чистый разум), по Канту, включает в себя:

• чувственность (первоначальная систематизацияощущений в пространстве и времени);

• рассудок(с помощью категорий как предельно общих понятий (например, количество, качество, возможность, невозможность) происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений);

• разум (высший уровень сознания, высшие идеи, такие как идея Бога; идея души).

Философия, по Канту, является наукой о высших идеях


1167479232747636.html
1167522850890035.html
    PR.RU™