Чтение и объяснение 1-го и 2-го эпиграфов учащимися. Остальные записи используются в течение урока, учитель сам почувствует, когда это необходимо.

Й урок

Ход урока

Приветствие учителя.

Чтение и объяснение 1-го и 2-го эпиграфов учащимися. Остальные записи используются в течение урока, учитель сам почувствует, когда это необходимо.

Как красив человек, который умеет говорить! Правильная речь – это не только умение владеть богатством языка, это ещё и возможность управлять своим голосом, использовать его богатый диапазон. Давайте потренируем своё дыхание, голос, дикцию.

Все упражнения выполняются каждым учеником, затем 2-3 “показательных” выступления.

Упражнение 1. “Свеча”

Представьте, что перед вами горящая свеча, пламя которой нужно не погасить, а направить горизонтально. Вам нужно дуть очень-очень осторожно! Тем самым вы пробуете выдуть весь запас воздуха из лёгких, а далее обновить его. Но пламя вашей свечи должно принять горизонтальное положение при одном выдохе! Потяните его как можно дольше.

Выполняя это упражнение, мы работаем над своим дыханием, чтобы при выступлении нам не приходилось говорить “взахлёб”, что очень затрудняет понимание.

Упражнение 2. “Бабушка Яга”

Это упражнение на тренировку силы голоса. Мы вслух читаем четверостишие, но при этом меняем громкость (как будто регулируем звук по телевизору):

Мы бродили тёмным бором (спокойным голосом)
Мы спросили дружным хором: (намного громче)
“Дома ль бабушка Яга?” (совсем громко, почти крик)
Бор ответил нам: (тише, как вторую строку) “Ага!” (громче, как третью строку).

Это упражнение позволяет нам добиться очень большой гибкости голоса, что улучшит вашу речь, окружающие смогут лучше вас понимать, да и вообще человек с твёрдым голосом может многого достичь.

Упражнение 3. “Скороговорки”

А это упражнение вам не в диковинку. Вы, конечно, знаете скороговорки и умеете их произносить! Они нужны для улучшения нашей дикции, для отработки произношения отдельных звуков.

Об коряги корабль все борта покарябал.

На мели мы налима лениво ловили.
Не меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы, Мила, молили?
И в туманный лиман вы манили меня.

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира.
И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Лекция учителя по принципу обратной связи (в тетради – тезисы).

- Что такое паспорт?

Отвечают ребята, учитель дополняет по мере необходимости.

Возможные ответы:

- Документ, удостоверяющий личность.

- Сопроводительный документ прибора, сложной бытовой техники, из которого мы узнаём всё или почти всё об этом приборе.

- А что такое языковой паспорт говорящего, как вы думаете?

Паспорт говорящего - это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.



- Как вы думаете, что можно определить по речи человека?

И вновь ответы детей и дополнение учителя.

Возможные ответы:

- Его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.

- Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека. Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительный рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только “откроет рот” - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

Работа над “полировкой” своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.


1166868839019094.html
1166955560257082.html
    PR.RU™