Дополнение

Дальнейшее овладение дополнением идет в двух направлениях: 1) увеличивается количество дополнений, отвечающих на разные вопросы и относящихся к одному или нескольким членам предложения; 2) происходит дальнейшее оформление групп однородных дополнений, выражающееся, во-первых, в увеличении количества дополнений в каждой из этих групп, во-вторых, в появлении обобщающих слов перед однородными дополнениями.

Остановимся на рассмотрении каждого из этих направлений. Ниже приводится предложение, в котором имеются два дополнения, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на разные вопросы: «Бабушка меня из-за одной моркови прямо тряпкой погнала».

В данном предложении два дополнения, отвечающие на разные вопросы, относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому (погнала). Тем самым показывается не только объект, на который переносится действие субъекта, но также и то, при помощи чего было перенесено действие, т. е. более тонко вскрывается взаимодействие между субъектом и объектом.

В речи детей пятого года жизни количество предложений с однородными дополнениями увеличивается на 6%, а их число может доходить до 5-6, причем группировка дополнений в основном производится правильно, в соответствии с определенными признаками.

Приводим предложение с пятью однородными дополнениями: «И тогда там мы смотрели моряков, суворовцев, нахимовцев, пограничников и летчиков в синих формах».

В данном случае группу однородных дополнений составило перечисление представителей отдельных родов войск.

К концу пятого года в речи детей начинают появляться обобщающие слова перед однородными дополнениями, в то время как в предыдущем возрасте случаи употребления обобщающих слов – редкое исключение.

Приводим примеры: «Вот нам принесли новые игрушки: котенка и собаку»; «Всё притащили: и листочки, и цветочки»; «А на улице, вот, зайки пляшут: мальчик и девочка».

Выше мы говорили, что в речи детей от четырех до пяти лет можно наблюдать чрезмерно активное пользование подлежащими, выраженными местоимениями. То же можно сказать и об использовании местоимений в роли дополнения.

Приводим пример: «Волк испугался этот приказ и убежал в лес. Навстречу ему попался медведь. Медведь и спрашивает: «Заяц, чего ты на дороге плачешь?».

В данном случае употребление местоимения ему неуместно, так как необходимо было назвать действующее лицо собственным именем.

* * *

К пяти годам в речи детей появляются предложения, имеющие две группы однородных членов: группу однородных сказуемых и однородных дополнений. Например: «Пошла она в лес за грибами и за ягодами и заблудилась»; «А Машенька испекла пироги, плюшечки, сняла с плиты и положила на стол».


1165596135809855.html
1165642356369285.html
    PR.RU™