Ресурсов государства. Налоговая политика

Являясь основным инструментом формирования и регулирования бюджетных отношений, налоги могут выполнять как позитивную, так и негативную роль.

Позитивная роль налогов может быть в том случае, если уровень изымаемых налогов, формирующих бюджет, не ущемляют интересы налогоплательщиков, создают благоприятные условия для развития производства.

Оптимальное решение этой задачи зависит от многих объективных и субъективных факторов.

В реальной экономической жизни налогообложение отражает уровень экономической и политической зрелости общества. В то же время налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики государства, сложившейся на конкретном этапе.

Противоречия между государством и налогоплательщиками особенно обостряются в условиях экономических и политических кризисов.

Поэтому основной задачей законодателей в сфере налогообложения является установление такого режима, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал бы необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

В этой связи, для оценки уровня соотношений совокупного национального дохода и изымаемой части его в виде налогов используется такая экономическая категория (показатель) как «налоговое бремя» (налоговый гнёт).

Налоговое бремя определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к определяющему фактору (совокупному национальному продукту или совокупному национальному доходу).

Применительно к конкретному налогоплательщику уровень налогового бремени определяется как отношение суммы налоговых платежей к валовой выручке от продажи продукции (работ и услуг), включая и прочую реализацию.

Предельная точка налогового бремени учеными не установлена. Однако ученый мир единодушно считает, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительнее и динамичнее развивается экономика государства. Чем меньше налоговая нагрузка на предприятие, тем больше возможности для его развития.

Зависимость между усилением налогового бремени и суммой поступающих в казну налогов в начале второй половины 20-го века вывел профессор А. Лаффер, построивший свою знаменитую «кривую Лаффера» и доказавший, что увеличение налоговых ставок только до определённого «предела» способствует росту налоговых поступлений. При достижении его, налоговые поступления начинают замедляться, а при повышении – начинается снижение доходов бюджета и даже резкое падение. Более того, в таких случаях происходит и увод экономики в тень.

Именно Лаффер доказал, что если изъятие дохода у налогоплательщика превышает 30-40%, то сокращается возможность сбережения средств, прекращаются инвестиции, ликвидируются стимулы предпринимательской инициативы и расширения производства.



По мнению А. Лаффера, изъятие налоговых платежей не должно превышать 30% дохода налогоплательщиков. Если такие превышения происходят, то государство должно брать на себя решение проблем экономического и социального характера.

В целях формирования социальной политики государства важнейшую роль играют такие показатели как налоговое бремя на население, на его отдельные социальные группы, а также налоговое бремя отдельного работника.

Уровень налогового бремени на население определяется по формуле:

Бр = Н : ЧН / Д : ЧН, где

Бр – уровень налогового бремени,

Н – все уплачиваемые населением налоги, включая косвенные,

ЧН – численность населения страны,

Д – сумма полученных населением доходов.

Для более углубленного анализа налоговых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством используются показатели налогового бремени по отношению к полученной расчетной и чистой прибыли, а также отношение налоговых платежей предприятия к создаваемой им добавленной стоимости.

Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих факторов применяется показатель «коэффициент эластичности», который рассматривается как соотношение прироста налоговых платежей к приросту определяющего фактора:

Э = Х0 / Х : V0 / V, где

Э – коэффициент эластичности;

Х0 – прирост налоговых поступлений;

Х – начальный уровень поступлений;

V0 - прирост определяющего фактора;

V - начальный уровень определяющего фактора.

Коэффициент эластичности может быть больше, равен или меньше единицы. Если значение равно единице, то доля налоговых платежей в определяющем факторе остается стабильной, больше единицы – значит налоговые платежи растут быстрее, чем развивается производство (ВОП), меньше единицы - производство опережает рост налоговых платежей.

Эти показатели необходимы при рассмотрении экономического положения и принятии решений, связанных с регулированием налоговых отношений и экономики.

Любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует определенные направления, которые формируют соответствующую политику – экономическую, социальную, международную и т.д. В процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые воплощаются в финансовой и налоговой политике.



Налоговая политика представляет собой систему мер, осуществляемых государством по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, решения экономических и социальных задач, формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Проводимые экономические и налоговые реформы призваны стимулировать формирование эффективного рыночного механизма, что и является главным направлением налоговой политики на современном этапе.

Для успешной реализации вопросов, стоящих перед налоговой политикой, следует использовать интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы через социальные, инвестиционные и инновационные рычаги.

В своей основе налоговая политика имеет два направления:

- с расчетом на перспективу (налоговая стратегия);

- обеспечение текущего момента (налоговая тактика).

Стратегия и тактика неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов.


1164518276416484.html
1164558469571638.html
    PR.RU™